
Ребята в возрасте от 9 до 14 лет, которые занимаются в кружках Московского дворца пионеров («В мире животных», «Природа под микроскопом», «Увлекательная энтомология» и «Микроскоп в медицине»), объединило одно общее дело — экспериментальная работа в области космической биологии. В ИМБП ребята принесли свои материалы для экспериментов на биоспутнике, чтобы их проверили, доставили на Байконур и поместили в «Бион-М».
Со старта ракеты-носителя «Союз-2.1а» с космодрома Байконур 20 августа 2025 года начнётся орбитальный этап исследований юных космобиологов центра экологического образования. Он будет проходить на борту биоспутника «Бион-М» №2.
14-летний Данила Соловей, учащийся кружков «Природа под микроскопом» и «Микроскоп в медицине», лауреат ежегодного конкурса исследовательских работ «Мы и биосфера» и интеллектуального турнира школьников по биологии городской конкурсной программы «Новые вершины», подготовил три экземпляра итоговой установки для эксперимента «Искусственная замкнутая микроэкосистема в космосе».
Один (экспериментальный) экземпляр установки отправится на орбиту, второй (контрольный) останется у Данилы дома, а третий будет находиться в биологической лаборатории центра экологического образования ГБОУ «Воробьевы горы». Каждая установка заселена колонией муравьёв-жнецов и колонией мокриц, для которых были созданы необходимые условия для жизни – зёрна, гель-«почва», гидрогель для поддержания необходимого уровня влажности, также предусмотрена вентиляция.
Муравьи питаются семенами, но иногда могут охотиться и на мокриц. Мокрицы подъедают остатки жизнедеятельности муравьёв, служа санитарами экосистемы. Муравьи для своих нужд роют ходы в специализированном геле.

Проект призван выяснить влияние невесомости и других факторов космического полёта на взаимоотношения этих организмов, численность на разных стадиях развития и локализацию членов их семей, а также на результаты их жизнедеятельности, в том числе на конфигурацию ходов муравьёв. Такой подход к изучению влияния экологических факторов космического полёта на сообщество и жизнь организмов считается новым шагом в проектировании будущих экосистем на орбитальных станциях, а в перспективе — в колониях на Луне, Марсе и других планетах.
Остальные учащиеся занимаются изучением влияния месячного космического полёта на семена разных видов растений. Часть видов растений была предложена доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником лаборатории биологических систем жизнеобеспечения в экстремальных условиях Института медико-биологических проблем РАН Маргаритой Александровной Левинских. Это акация, базелла, подсолнечник, сосна кедровая, яблоня.
Другие виды были предложены самими ребятами — аннона (гуанабана), бархатцы, боярышник, ель, земляника, маракуйя, мята, ромашка, стевия, хлорофитум. Некоторые мелкие семена подвергнутся на орбите особенно суровым испытаниям — их разместят на наружной поверхности спутника.
Учащиеся изучили и отработали на практике методику выращивания этих растений, чтобы после возвращения семян с орбиты им было легко провести грамотные послеполётные исследования всхожести и изучить отличия «космических» растений от «земных». В случае успешного выращивания «спустившихся с неба» анноны и маракуйи их поселят в зимнем саду Московского дворца пионеров в качестве наглядных экспонатов по космической биологии.
Растения, которые более привычны к российскому климату, после проведения исследований планируется высадить в космической аллее в Пионерском ботаническом саду Московского дворца пионеров. Эту идею предложила старший методист ЦЭО, заслуженный работник культуры РФ Тинатин Давидовна Эгнаташвили, которая осуществляет общее руководство космобиологическими исследованиями кружковцев ещё с 1980-х годов.

Для участия в посадке аллеи планируется пригласить космонавтов, в том числе выпускника центра экологического образования, Героя России, космонавта Сергея Николаевича Рязанского. Космическая аллея станет живым памятником учёным-космобиологам и другим специалистам в области космонавтики.
Помимо рабочей процедуры маркировки и размещения экспериментальных материалов, для юных космобиологов сотрудники ИМБП организовали познавательную программу. Ребята посмотрели научно-популярный фильм, рассказывающий об истории орбитальных биологических экспериментов этого института. Начальник лаборатории целевых полезных нагрузок и средств медицинского контроля ИМБП, ответственный исполнитель проекта «Бион» Владислав Сергеевич Седлецкий рассказал о проекте и порядке его реализации.
Кроме того, для учащихся ЦЭО была проведена экскурсия по ИМБП. Школьники смогли побывать в некоторых отсеках комплекса для изоляционных экспериментов «Марс-500» и SIRIUS, позволивших изучить медико-психологические риски длительных пилотируемых межпланетных перелётов. При посещении музея ИМБП учащиеся смогли познакомиться с оборудованием проводившихся ранее космобиологических экспериментов. В некоторых из них принимало участие предшествующее поколение воспитанников ЦЭО. Так, микрооранжерея «Лада» была задействована в проекте «МикроЛада» по параллельному выращиванию карликового гороха космонавтами МКС и учащимися ЦЭО, школьниками Москвы, Санкт-Петербурга и США в 2006-2008 годах.
Среди экспонатов особый интерес вызвал такой же контейнер, как и тот, который ребята только что заполнили своими материалами, но от детских экспериментов на предыдущем спутнике «Фотон-М» №4 (2014). Интересно, что так же, как и эти ребята оставили свои подписи на контейнере для биоспутника, на выставленном в музее контейнере они увидели подпись нынешнего педагога дополнительного образования Московского дворца пионеров Дмитрия Дмитриевича Виноградова. А тогда он сам ещё был кружковцем Александра Викторовича Колоскова и участвовал в предыдущих космобиологических экспериментах. Примечательно, что некоторые нынешние кружковцы занимаются и в группах Дмитрия Дмитриевича.
Добавим, что 19 августа 2025 года трое из этой группы юных космобиологов, лауреаты городской конкурсной программы «Новые вершины», отправятся в экспедицию на космодром Байконур, чтобы своими глазами увидеть старт ракеты «Союз» и «проводить» биоспутник со своими экспериментами на орбиту.