Библиотека Московского дворца пионеров начинает новый цикл онлайн-лекций Николая Гладких «Приключения литературных героев» 13.01.2025

В феврале и марте 2025 года библиотека образовательного комплекса «Воробьевы горы» приглашает школьников Москвы к участию в онлайн-лекциях Николая Гладких о приключениях литературных героев.

Мы поговорим о «вечных образах» – некоторые из них пришли из мифов, сказок и анекдотов, другие созданы воображением писателей, но все они воплотили в себе яркие и важные человеческие качества, привлекавшие авторов разных эпох и стран.

Среди этих героев – те, кто посвятил себя разгадыванию самых сложных загадок (Эдип, Гамлет, доктор Фауст, Франкенштейн, Шерлок Холмс), бесстрашные воители (Тесей, Роланд, король Артур), странники (Одиссей, Синдбад), те, кто поссорился с законом (Робин Гуд, капитан Флинт), простые души (Красная Шапочка) и те, кто позволил страстям овладеть собой (Медея, Дон Жуан), язвительные насмешники (Ходжа Насреддин, Тиль Уленшпигель) и наичестнейшие фантазёры (барон Мюнхгаузен), бравые служаки, переворачивающие историю (мушкетеры короля), и сама смерть, неспособная упокоиться (граф Дракула).

С некоторыми из героев слушатели уже знакомы по предыдущим циклам нашего лектора – «Мифы и легенды» (2021–2023) и «Великие сказочники и книги сказок» (2023–2024), но в этот раз речь пойдёт о разнообразии литературных воплощений «странствующего» героя и о том, что добавляет к знакомому образу каждый новый автор, сочиняющий о нём поэму, пьесу или роман.

3 февраля в 18:00. Лекция 1. «Эдип». Пытаясь избежать опасного предсказания, юный Эдип покинул свой дом, разгадал загадку Сфинкса и стал фиванским царём. Но перед ним встаёт загадка, ещё более сложная и опасная. Не случайно трагедию Софокла «Эдип-царь» называют первым литературным детективом. Сюжет подхватывают драматурги Сенека, Вольтер и Гофмансталь, романисты Кундера, Бошо и Наталья Андреева, истолковывают психолог Фрейд, историк Великовский и философы Делёз и Гваттари. Но удаляется ли древний герой от своей судьбы, приближаясь к современности?

***

17 февраля в 18:00. Лекция 2. «Тесей». Немногие из героев греческой мифологии могут похвастаться такой богатой биографией, как афинянин Тесей. Это не только его победа над Минотавром в критском Лабиринте с помощью нити Ариадны, но и драматичная женитьба на её сестре Федре, пленение царицы амазонок Антиопы, похищение Елены Прекрасной, попытка похитить царицу загробного мира Персефону...

В поздней литературе Тесей – герой Боккаччо и Шекспира, Расина и Цветаевой, Никоса Казандзакиса и Мэри Рено, Роберта Шекли и Виктора Пелевина. Каких ещё красавиц и чудовищ встретит герой в лабиринтах времени?

***

3 марта в 18:00. Лекция 3. «Медея». Волшебница из Колхиды помогла аргонавту Ясону похитить золотое руно, но супружество с ним завершилось трагически, если верить Еврипиду и Сенеке. Тревожный образ ревнивой мстительницы вдохновил Пьера Корнеля, Жана Ануя, Кристу Вольф. «Никто никогда не знает, что боги готовят смертным. Они способны на всё: и одарить несметным, и отобрать последнее, точно за неуплату, оставив нам только разум, чтоб ощущать утрату…» (Иосиф Бродский по мотивам Еврипида).

***

17 марта в 18:00. Лекция 4. «Одиссей». Название поэмы о странствиях царя Итаки послужило обозначением целого жанра – здесь будет и «Одиссея капитана Блада», и «Космическая Одиссея». Вслед за Гомером приключения героя будут продолжать десятки авторов, а роман Джеймса Джойса «Улисс» станет модернисткой одиссеей, вместившей в один день культурную историю человечества.

21 апреля в 18:00. Лекция 6. «Король Артур». Вождь бриттов, боровшийся с вторжением саксов в V-VI веках, вышел за пределы пространства и времени, превратившись в короля легендарной Логрии и обитателя волшебного Авалона. Герой многочисленных рыцарских романов средневековья плавно перекочевал в современные фэнтези. Воистину – «король в прошлом, король в грядущем».

5 мая в 18:00. Лекция 7. «Родриго Диас (Эль Сид)». Бравый вояка, прозванный арабами «Эль Сид» («Господин») и превращенный народной памятью в национального героя Испании, герой эпоса «Песнь о моем Сиде», обширного цикла романсеро, великой трагедии Пьера Корнеля и поэмы Иоганна Гердера. Уже в ХХI веке его образ вернул нам Артуро Пересе-Реверте.

26 мая в 18:00. Лекция 8. «Робин Гуд». Легендарный разбойник, герой английских баллад, получил второе рождение в «Айвенго» Вальтера Скотта, а дальше – романы, пьесы, стихи, песни и не меньше сотни фильмов и телесериалов. Когда еще человеку вне закона выпадало столько удачных приключений в мировой культуре?

9 июня в 18:00. Лекция 9. «Гамлет». Чтобы сохранить жизнь и отомстить за гибель отца, юному королевичу из хроники Саксона Грамматика пришлось прикинуться безумцем. Кто мог предугадать, что этот прием сделает его самым интеллектуальным персонажем литературы, театра и кинематографа? Но великая пьеса Шекспира – только начало его новой жизни в последующей культуре. Более того – героями персональных произведений стали Клавдий, Гертруда, Офелия, Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, актеры «Мышеловки» и – о чудо! – шут Йорик, представленный у Шекспира только в виде черепа.

23 июня в 18:00. Лекция 10. «Доктор Фауст». Иногда жажда познания толкает человека на неожиданные поступки. Герой средневековой легенды с готовностью обменял свою бессмертную душу черту на приключения ума. Получил ли он именно то, что хотел? Об этом размышляли Кристофер Марло, Иоганн Вольфганг Гёте, Томас Манн… Философ Освальд Шпенглер называл всю западную цивилизацию «фаустианской». А сегодня мы пытаемся угадать, что принесет нам грандиозное детище потомков доктора Фауста – ИИ, интеллект без души?

28 июля в 18:00. Лекция 11. «Красная Шапочка». Казалось бы, самый незатейливый из мировых сказочных сюжетов – встреча девочки и волка в лесу – оказался неиссякаемым источником вариаций и литературных обработок. Шарль Перро, братья Гримм и Людвиг Тик только открыли этот ряд, но и сегодня десятки авторов на свой лад повторяют бессмертный вопрос: «Бабушка, зачем тебе такие большие уши?»

10 августа в 18:00. Лекция 12. «Дон Жуан». Вот уж поистине бессмертный герой, несмотря на свою довольно бесславную кончину в испанской средневековой легенде. В одной только русской литературе мы знаем около дюжины драматических произведений о Дон Жуане. Но чему удивляться, если поле его приключений – сама любовь?

Регистрация на лекции

12+

Иллюстрация: Арнольд Бёклин «Одиссей и Полифем», 1896