Педагог центра художественного образования провела открытое занятие по программе «Хочу быть актёром» 19.12.2022

14 декабря 2022 года в центре художественного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» состоялось открытое занятие, которое провела педагог Наталия Николаевна Рудановская, разработавшая программу «Хочу быть актёром».

Это новая программа и очень востребованная, по ней занимаются дети от 8 до 12 лет, уровень программы базовый. Тема занятия — «Актёрское внимание. Пластика. Этюды». На занятии присутствовали 13 обучающихся. Педагог, пригласившая не только коллег, но и родителей, открыла их взору ту «кухню», которая и позволяет ребёнку овладеть основами актёрского мастерства.

Зачем это нужно сегодняшним детям? На этот вопрос ответим чуть позже. А пока посмотрим, что же происходило на занятии.

Вначале была проведена разминка всех частей тела и групп мышц. Затем ребята показывали «лунную» дорожку шагов, которую часто применял в своих выступлениях легендарный американский исполнитель Майкл Джексон. Затем были показаны разные варианты акробатических пирамид. Всё это — пластика мимов.

Следующая задача — показать «броуновское движение». Вначале ребята могут двигаться как угодно, затем должны перестроиться в круг, а из него — в треугольник, а затем в квадрат. Особенность этого упражнения в том, что движение нужно осуществлять в разных темпах, которые периодически задает педагог: первая скорость, вторая, третья. Параллельно шёл опрос по основным особенностям и понятиям театра Древней Греции.

Это упражнение как раз и было наилучшей демонстрацией актёрского внимания, когда человек включён здесь и сейчас всеми органами чувств в восприятие действительности. Как говорит Наталья Николаевна, «актёр должен одновременно видеть, слышать, ощущать пространство, взаимодействовать на сцене с партнёрами».

Если в начале занятия ребята сидели на стульях, поставленных в две линии справа и слева, то в следующем упражнении их задачей было беззвучно поставить стулья в полукруг и сесть на них. Сразу скажем, что это удалось со второй попытки.

Это была подготовка к упражнению «Печатная машинка». Задача: каждый из ребят произносит название одной из букв алфавита и при этом встает. Но это только разминка. Затем нужно «напечатать» фразу, которую предложат родители! Ребята с успехом «напечатали» две: «Весь мир — театр» и «Театр начинается с вешалки».

Отметим, что это упражнение, как сказала Наталия Николаевна в анализе проведенного занятия, на сегодняшний день для ребят самое сложное. Именно оно требует очень высокой концентрации актёрского внимания: помнить, какую именно букву произнести, среагировать в нужный момент. Однако ребята, которые занимаются по программе всего полгода, пусть и не без запинок, но успешно справились с задачей.

И вот пришло время этюдов. Прежде чем ребята показали их, Наталия Николаевна объяснила всем, что для актёра важна память физических действий, а также умение наблюдать. В данном случае — за людьми и животными.

Затем ребята показали различные этюды, основанные на памяти физических действий:

  • Маша и Яна — этюд, связанный с приготовлением еды;
  • Рома — «Приём душа»;
  • Лёва — «Утренний туалет».

Но больше ребятам нравилось показывать этюды, основанные на наблюдениях за людьми и животными:

  • Таня — «Бабушка Ира»;
  • Катя — «Кот Джин»;
  • Кирилл — «Игуана»;
  • Агния, Матвей, Яна, Катя, Таня — «Пингвины»;
  • Матвей и Рома — «Хомячки»;
  • Лиза – «Выход петуха»;
  • Рома и Лада — «Паук и муха».

Когда открытое занятие закончилось, родители и коллеги долго не хотели уходить, благодарили педагога, задавали вопросы. У всех было ощущение, что хотелось бы увидеть что-то ещё.

Итак, зачем же сегодняшнему ребёнку заниматься по программе «Хочу быть актером»? Нет, не для того, чтобы поступить в театральный вуз. Не для того, чтобы блистать на сцене. Хотя и это возможно.

Но детям от 8 до 12 лет это даёт ещё и очень многое, что необходимо для успеха в учёбе и жизни (осанка, владение телом, умение представить себя, владение пространством и умение органично жить и работать в нём, умение слышать, видеть партнёра, взаимодействовать с ним в различных ситуациях). Всего и не перечислить! И всё это очень важно сегодня, когда мир меняется очень быстро, буквально на глазах, и нужно подготовить ребёнка к жизни и работе в нём.