Анализ работы по профилактике негативных проявлений и социальных рисков среди обучающихся ГБПОУ «Воробьевы горы» 10.06.2023

Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, предупреждение противоправных или других отклонений в поведении обучающихся. Основным механизмом профилактики негативных проявлений и социальных рисков среди обучающихся является воспитательная система образовательной организации – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоения среды), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательной организации способности обеспечивать безопасную и комфортную образовательную среду, целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.

Профилактическая деятельность в ГБПОУ «Воробьевы горы» является неотъемлемой частью воспитательной деятельности и предусматривает:

  • обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся;
  • реализацию проектов профилактической направленности с участием социальных партнеров (антинаркотические, антиалкогольные, против курения)

В течение 2022-2023 учебного года встречи обучающихся и студентов с медицинским психологом Московского научно-практического центра наркологии (МНПЦ наркологии) Тришиной Светланой Анатольевной;

13 апреля проведены профилактические мероприятия с обучающимися 7-11 классов совместно с Молодежным Советом при Депздраве, направленные на пропаганду ЗОЖ, профилактику алкоголизма, курения, наркомании (Интерактивная викторина «Здоровым быть сегодня модно»)

25 мая 2023 специалисты службы психолого-педагогического сопровождения нашего ОО принимали участие в круглом столе с Центром профилактики зависимого поведения МНПЦ наркологии;

  • безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы/сообщества/объединения/движения, в том числе в социальных сетях; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);

В 2022-2023 учебном году наш Лицей сотрудничал с Лигой безопасного Интернета, специалисты которой оказывают методическую помощь в просвещении и развитии навыков медиаграмотности у детей и их родителей. Проведены 3 встречи (октябрь, декабрь, май) – уроки «Безопасного Интернета» для обучающихся начальной, основной и средней школы; в феврале 2023 года обучающиеся и студенты приняли участие в акции «Месяц безопасного Интернета»;

Систематически проводились встречи (идивидуальные и групповые) со специалистами МЧС, ГИБДД, ФСБ, УВД ПО ЮЗАО ГУ МВД РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ по вопросам соблюдения мер безопасности дорожного движения; безопасности на воде, безопасности на транспорте; противопожарной безопасности; гражданской обороне; антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;

  • организацию деятельности педагогического коллектива по раннему выявлению детей «группы риска», в том числе детей, находящихся в социально опасном положении и/или трудной жизненной ситуации, с целью оказания им своевременной и адресной социально-психолого- педагогической помощи (в т.ч. с привлечением межведомственных ресурсов);

Данные направления реализуются посредством следующих методов раннего выявления детей «группы риска» изучения:

  • психолого-педагогических характеристик; результатов успеваемости, посещаемости уроков; результатов социометрии, диагностик педагогов-психологов; результатов социально-психологического тестирования, жизнедеятельность учащихся вне школы;
  • запросов информации в подразделения полиции по делам несовершеннолетних и КДЗ и ЗП;
  • бесед, опросов мнений;
  • наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье;
  • организацию командной работы по оказанию комплексной педагогической и социально- психологической поддержки обучающимся «группы риска» при участии педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, учителей-предметников, родителей (законных представителей) с привлечением (в случае необходимости, в установленном порядке) работников социальных служб, правоохранительных органов, органов опеки и т.д.

В ГБПОУ «Воробьевы горы» создана и решает поставленные задачи служба социально-психолого-педагогического сопровождения, Школьная служба примирения.

В 2022-2023 учебном году были проведены среди обучающихся:

  • Тренинги эффективных коммуникаций;
  • Круги сообщества;
  • Обучающиеся вовлечены в волонтерскую деятельности, в организацию «Движение Первых», на базе ОО большой выбор объединений дополнительного образования;
  • С обучающимися и студентами в течение учебного года проводились ценностно-ориентированные игры, квесты, квизы. (Не прервется связь поколений, Мой район в годы войны и т.д.)

Для эффективной работы по профилактике негативных проявлений и социальных рисков среди обучающихся ГБПОУ «Воробьевы горы» используем ресурсы города в организации профилактический работы:

  1. Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИДом
  2. Портал о ВИЧ-инфекции для подростков и родителей
  3. Портал о ЗОЖ
  4. Экспертный совет Родительской общественности при ДОНМ
  5. Московский научно-практический Центр наркологии
  6. Московская молодежная антинаркотическая площадка
  7. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  8. Центр безопасного интернета в России
  9. Лига безопасного интернета
  10. Госавтоинспекция

Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:

  • участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, городские, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
  • участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
  • проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
  • проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, района, города, страны;
  • реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Социально-психологическое тестирование (СПТ) в 2022-2023 учебном году проводится с целью выявления обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимые формы поведения.

Проводится в три этапа:

  • Тестирование
  • Анализ результатов
  • Проектирование воспитательной работы с учетом результатов

Результаты по школе:

  • подлежит тестированию (чел) 90%
  • оформивших "отказ" от участия (чел) 37,12%
  • принявших участие в СПТ 52,89%
  • % обучающихся, подлежащих СПТ, давших достоверные ответы 58% (хороший показатель 80%)
  • % обучающихся, имеющих социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска, от общего количества прошедших СПТ – 95 % (хороший показатель не менее 60%)

С целью повышения количества обучающихся и законных представителей, давших добровольное согласие на проведение мероприятий по ранней диагностике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися разработана дорожная карта на 2023-2024 учебный год.

Состав обучающихся по социальным категориям

Уровень образования

Дошкольное общее образование,

% от общего числа обучающихся

Начальное общее образование

% от общего числа обучающихся

Основное общее образование

% от общего числа обучающихся

Среднее общее образование

% от общего числа обучающихся

Итого

% от общего числа обучающихся

Всего обучающихся

в 2022 – 2023 уч. году

12,4

(245 чел)

24,0

(473 чел.)

50,0

(987 чел)

13,6

(265 чел)

100

(1970 чел)

Дети из неполных семей

4,7

8,7

8,2

1,8

6,4

Дети-сироты, живущие

в семьях родственников

0

0

0,5

0

0,1

Дети, потерявшие кормильца

0,7

0,4

1,34

1,2

0,8

Дети из многодетных семей

17,6

7,5

5,2

6,6

10,9

Дети, состоящие на

внутришкольном контроле

0

0,2

3,8

0,6

1,08

Дети, состоящие на учете

в отделении полиции

0

0

0,9

0,6

0,29

Дети, относящиеся к

группе риска

0

1

2,9

6,2

1

Дети-инвалиды

3,28

1,9

1,5

0,6

1,97

Количество детей по социальным категориям за последние четыре года существенно не изменяется.

Многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-сирот и инвалидов, получают поддержку со стороны образовательной организации, в том числе в виде льгот.

Профилактическая деятельность с обучающимися и их родителями, работа с «трудными» детьми и подростками, а также неблагополучными семьями в значительной мере возложена на Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений и службу психолого-педагогического сопровождения.

Большое внимание в работе уделяется детям из «группы риска». Проведены операции «Занятость» (вовлечение обучающихся в студии, клубы ДО), профилактическая неделя «Высокая ответственность» среди обучающихся 5-11 классов, профилактическая неделя «Единство многообразия», семинары и лекции по темам: «Секреты манипуляции: алкоголь», «Секреты манипуляции: табак», профилактические мероприятия рамках межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России – 2022», профилактическая неделя «Будущее в моих руках», профилактическая неделя «Независимое детство», прошли встречи с представителями МВД и наркоконтроля.

Проводилась индивидуальная работа с обучающимися, стоящими на внутришкольном учете и на учете в КДН, ОДН, с учениками «группы риска», а также с их родителями. Работа велась в тесном взаимодействии с администрацией школы, классными руководителями, психологами, логопедами.

Всего в 2022-2023 учебном году состоялось 9 заседаний Совета профилактики.

Проводилась совместная работа с инспектором по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних: индивидуальная работа с детьми «группы риска», участие в заседаниях комиссий.

Регулярно проводилась работа с родителями: правовое просвещение на родительских собраниях, организованных Экспертным советом Родительской общественности при ДОНМ, индивидуальная работа с родителями в школе.

Деятельность за указанный период осуществлялась по всем направлениям, реализовывались все поставленные задачи. Возникающие проблемы и недочеты учитываются, работа по их коррекции включается в план работы на новый учебный год.

Взаимодействие с родителями (законными представителями).

Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:

  • создание и деятельность в школе, в классах родительского сообщества, участвующего в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительской общественности в Управляющем совете общеобразовательной организации;
  • тематические родительские встречи в классах, общешкольные собрания по вопросам образования и воспитания детей;
  • родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;
  • работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;
  • проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать рекомендации по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
  • родительские форумы, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых, в установленном в образовательной организации порядке, обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
  • участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в порядке, предусмотренным
  • локальными нормативными актами образовательной организации, регламентирующими деятельность психолого-педагогического консилиума;
  • привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
  • при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

Задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив в работе по профилактике негативных проявлений и социальных рисков среди обучающихся ГБПОУ «Воробьевы горы»на 2023-2024 учебный год:

1. Усиление профилактической работы с обучающимися, родителями, классными руководителями.

2. Взаимодействие социальных педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов, педагогов-дополнительного образования.

3. Выявление запросов по работе с «группой риска».

4. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

5. Профилактика правонарушений среди учащихся, работа по разъяснению Кодекса РФ об административной ответственности.

6. Организация целевого досуга учащихся.

7. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей и родителей информацией по вопросам социальной защиты.

8. Координация всех специалистов по подготовке и проведению социально-психологического тестирования, медицинского осмотра по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.