Ветераны Московского дворца пионеров — о наставничестве в педагогическом коллективе 15.02.2022

В преддверии научно-практической конференции по вопросам развития дополнительного образования детей, запланированной на апрель 2022 года, ветераны Дворца пионеров выступили с рядом предложений, касающихся продолжения и возрождения лучших традиций наставничества.

Крупнейшее учреждение дополнительного образования в России — Московский дворец пионеров, открытый в переулке Стопани в 1936 году, а в 1962 году переехавший в новое здание на юго-западе города — в 2021 году отмечает двойной юбилей: 85 лет со дня основания и 60 лет с момента открытия комплекса на Ленинских, ныне Воробьёвых, горах. По мнению организаторов и участников конференции, пришло время поговорить о значении наставничества в педагогическом коллективе.

«Дома, дворцы, центры детского творчества — это, пожалуй, самое ценное, что родилось в системе дополнительного образования. Они раскрывают перед ребёнком огромный спектр возможностей, собранных «под одной крышей». Это очень перспективное, не утратившее своей актуальности и спустя многие десятилетия, социальное явление», — отметила Светлана Михайловна Костьева, более 10 лет проработавшая заведующей центром культурологического образования.

По мнению Светланы Михайловны, коллектив единомышленников — это школа мастерства для педагога. В таких коллективах рождаются и передовые мысли, и передовой опыт, в них возможен эксперимент, который позволяет работать на опережение.

Отдельно Светлана Михайловна отмечает специфику деятельности методистов: «Такие специалисты самообучаются в процессе работы. Для этого необходимы профессиональные объединения для обмена опытом, взаимное посещение событий, занятий, мероприятий с обязательным последующим анализом, описанием и распространением лучших наработок. В 70-80-е годы прошлого века во Дворце работало более 40 методических объединений по разным видам деятельности (от методики организации работы с пионерским активом до профильных). Объединение собиралось раз в месяц постоянным составом участников. Это значит, что к каждой встрече надо было готовить новые, разнообразные, современные материалы».

Наставники же, считает Светлана Михайловна, из числа самых опытных и успешных педагогов необходимы как связующее звено между молодыми энтузиастами и взвешенным, мудрым подходом в работе с детьми: «Это сложно, не всегда получается, но, когда совпадают устремления, интересы, личностные аспекты, результат есть».

«В дополнительном образовании педагогами всегда работали не только мастера своего дела и прикладной специальности, имевшие за спиной богатый профессиональный опыт и личные достижения, но индивидуальности, способные привлечь к себе, заинтересовать ребёнка и помочь ему выявить собственную уникальность и выбрать будущий жизненный путь», — считает Виктор Ермолаевич Соболев, заслуженный учитель Российской Федерации, ранее занимавший пост первого заместителя директора Дворца детского и юношеского творчества на Воробьёвых горах.

Во Дворце пионеров разработана и внедрена система методического обеспечения и сопровождения образовательных программ любого характера и уровня. Это позволяет педагогам Дворца и города повысить эффективность своей работы, создать авторские программы, расширить педагогический опыт, модернизировать и актуализировать программно-методический учебный комплекс, вновь стать центром притяжения для учреждений города по методическим вопросам. Сформирован новый уровень подхода к подбору, а главное расстановке кадров, основанный не только на уровне и характере квалификации, но и на индивидуальных качествах. «Эта система, естественно, не идеальная: были и просчёты, и ошибки, но главное, что она носит динамичный и перспективный характер» — подводит итог Виктор Ермолаевич.

Дмитрий Львович Монахов, с 2001 по 2011 год занимавший пост директора Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах, подчеркивает: «Главные результаты и достижения дополнительного образования детей отложены во времени. Мы начинаем ощущать их в тот момент, когда бывший кружковец, получив набор знаний и практик других образовательных институтов, увеличивает достижения той или иной отрасли, будь она технической, естественно-научной или гуманитарной. Примеры тому — Ролан Быков, Сергей Никоненко, Тамара Синявская, Владимир Васильев, Наталья Санько, Александр Леонтович, Людмила Касаткина, Наталья Гундарева, Ольга Кабо, Марина Кошевая, Дмитрий Рогозин и многие другие выпускники Московского дворца пионеров».

По мнению Дмитрия Львовича, главные результаты и достижения не могут сложиться без участия молодого человека в дополнительном образовании — в атмосфере, способствующей развитию мотивации к познанию и творчеству.

85-летняя история развития учреждения сформировала бренд «Московский дворец пионеров», узнаваемый не только в стране, но и за рубежом. Ветераны являются наставниками педагогических работников системы дополнительного образования страны и региона. Бережное сохранение истории Московского дворца пионеров, уникальности и преемственности педагогических технологий, лучших традиций в воспитании и наставничестве — это тот фундамент, который позволяет новым поколениям педагогов не только состояться в профессии, но и стать успешными, а значит, стать немного счастливее.