Комментарий по поводу переезда растений из Зимнего сада и Оранжереи Московского дворца пионеров дал Алексей Владимирович Бобров — доктор биологических наук, профессор МГУ, профессор РАН, эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы РФ, автор более 120 научных публикаций, член многих международных научных обществ, руководитель центра экологического образования Московского дворца пионеров и выпускник дворца:
«Растения Зимнего сада и Оранжереи будут обрезаны, выкопаны, посажены в кадки и перевезены в Фондовые оранжереи многолетнего партнёра Дворца — лаборатории тропических и субтропических растений Главного ботанического сада Российской академии наук. Часть субтропических растений Зимнего сада, требующих прохладных температур зимой, любезно разместит в своей Оранжерее школа «26 кадр». Не стоит беспокоиться о возможном повреждении — современные технические средства, которые используются в декоративном растениеводстве, позволяют манипулировать такими крупными растениями, как экспонаты Зимнего сада и Оранжереи. На новом месте растения будут содержаться до окончания реставрации, после чего вернутся во дворец.
Остальные модули Ботанического сада Дворца пионеров – Коллекционный участок (более 3,5 тысяч таксонов растений) и Дендрарий (более 200 таксонов) – останутся на своих местах, будут активно использоваться в учебном процессе, экспериментах и исследовательских проектах учащихся центра, интеллектуальных конкурсах, просветительской и методической работе. Живой уголок и уникальный Зоологический музей будут по-прежнему размещены на цокольном этаже 4 корпуса, который был отремонтирован ранее и может работать автономно».
Вот как прокомментировала переезд растений в связи с реставрацией Александра Игоревна Константинова — кандидат биологических наук, доцент биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:
«Честно говоря, сейчас меня больше всего беспокоит грунт в Зимнем саду, ведь он не заменялся с момента постройки здания и создания сада. Это опасно для растений, потому что за 60 лет почва максимально истощилась. Конечно, можно было бы досыпать грунт, но для оранжерейных растений это практически ничего не даёт — всё равно, что добавить удобрения, не более. Поэтому сама идея реставрации меня, скорее, даже радует. Если землю не заменить, то через несколько лет они просто погибнут. Эту проблему всё равно надо было бы решать, если думать о благе растений.
Безусловно, какие-то риски есть. Но я знаю, что сотрудники отделения тропических растений, куда поедут экземпляры из Дворца, — профессионалы своего дела, люди ответственные. Конечно, при любых манипуляциях с растениями всегда есть определённый риск — как и с пациентами, которые попадают в лучшие клиники. Но в данном случае растения будут временно пересажены в очень хорошую почву, с ними будут грамотно обращаться.
Кстати, я родилась и выросла недалеко от Московского дворца пионеров, очень любила в детстве гулять по территории парка, поэтому судьба Дворца и Зимнего сада в частности мне небезразлична. Я заинтересована в том, чтобы все было хорошо!»