Славными незабываемыми вехами российской и мировой космонавтики навечно останутся 4 октября 1957 года — день запуска первого в мире искусственного спутника Земли и12 апреля 1961 года — дата полета космического корабля «Восток», поднявшего в космос легендарного сына России Юрия Гагарина.
За этими знаменательными событиями стоит научный и гражданский подвиг ученых, конструкторов — творцов космической техники, прославивших нашу Родину, открывших эру завоевания космоса в истории всего человечества.
Благодаря первопроходцам отечественной космонавтики, создателям ракетно-космической техники наша страна первая в мире получила межконтинентальные баллистические ракеты и была создана новая, передовая обширная научно-производственная отрасль.
История создания ракетно-космической отрасли уходит своими истоками в период Великой Отечественной войны.
Первые секунды после старта ракеты V-2, лето 1943 года
13 июля 1944 года премьер министр Великобритании сообщил И.В. Сталину о секретном оружии Гитлера, ракетах ФАУ-2, которыми немцы бомбили Лондон и рассчитывали нанести сокрушительный удар по Англии. Немецкий ракетный полигон находился на территории Польши. Стремительное наступление Красной Армии на Польшу сорвало планы Гитлера.
По приказу Сталина в район Дебице направилась специальная комиссия, состоявшая из наших специалистов ракетной техники. Началось изучение грозного немецкого оружия.
К этому времени в нашей стране уже были свои разработки ракетной техники. В начале 1930-х годов в Ракетном научно-исследовательском институте (НИИ) разрабатывали ракеты для межпланетных полетов, а перед войной — пороховые ракетные снаряды и жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) для самолетов. Среди разработчиков ракетной техники оказались будущие члены Совета главных – органа, объединившего под руководством С.П. Королева шестерых ведущих ученых и конструкторов в области ракетостроения.
Совет главных конструкторов. Байконур, 1954 год
Каждый из этой легендарной шестерки — яркая, выдающаяся личность, поистине звезда отечественной науки и техники. Весом их вклад в Победу над гитлеровской Германией.
Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны, в том числе в ходе исторического сражения под Москвой, наводили ужас на врага реактивные миномёты, разработанные и созданные при активном участии В.П. Бармина, будущего главного конструктора ракетных стартовых комплексов и наземного оборудования космодромов.
У стен столицы громили захватчиков наши танкисты на знаменитых «тридцатьчетверках», оборудованных стабилизаторами орудий системы В.И. Кузнецова, впоследствии родоначальника ракетно-космической гироскопической техники.
В создании реактивных боевых устройств внес свою лепту В.П. Глушко – родоначальник отечественного ракетного двигателестроения, эффективную технику для авиации и противовоздушной обороны разрабатывали в годы войны С.П. Королев, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский — основоположники ракетостроения, систем управления, радиолокации.
Летом 1945 года в Германии встретились участники будущего Совета главных, здесь они познакомились друг с другом, приобрели бесценный опыт в исследовании немецкой ракетной техники, здесь началось их сотрудничество, продолжавшееся многие годы.
В марте 1946 года в Германии создается институт «Нордхаузен», заместителем директора и главным инженером которого назначается С.П. Королев. Отдел двигателей возглавляет В.П. Глушко, отдел автоматики — Н.А. Пилюгин, отдел радиоаппаратуры — М.С. Рязанский. Главным инженером института «Берлин» стал конструктор пусковых установок В.П. Бармин, изучением гироскопических приборов занимался В.И. Кузнецов.
13 мая 1946 года вышло специальное постановление Совмина за №1017-419 «Вопросы реактивного вооружения». Именно этот документ послужил основой создания ракетной техники в Советском Союзе.
Трудно поверить, что всего через 11 лет именно в нашей, разоренной войной и голодной стране, потерявшей более 20 миллионов своих граждан, был запущен первый искусственный спутник Земли.
Именно в Германии созрело понимание того, что нужно создать единый союз главных конструкторов различных систем. Потому что разработка систем управления или двигателя — задача отнюдь не более легкая, чем создание корпуса самой ракеты, за которую непосредственно отвечает ее главный конструктор.
Совет главных — это уникальная организация, в которую поначалу входили шесть специалистов в разработке ракетно-космических систем. Нигде в истории создания больших систем подобной организации не было.
Возглавил Совет главных С.П. Королев, который говорил:
«Основное наше достижение в Германии — это не то, что мы изучали технику, а то что создали коллектив единомышленников.
Эти единомышленники возглавляли каждый свое направление в разных министерствах, то есть были разъединены не только территориально, но и административно, и составляли единое целое интеллектуально».
Сергей Павлович Королев (1907—1966) — выдающийся советский ученый и конструктор ракетной и космической техники, создатель отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики. Академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957). Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые ИСЗ, спутники различного назначения, космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет и выход человека в космос. Лауреат Золотой медали имени К.Э. Циолковского №1 АН СССР. Награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак почета».
Валентин Петрович Глушко (1908—1989) — ученый, пионер ракетной техники, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения. Академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического труда (1956, 1961), лауреат Ленинской (1957) и Государственной премий ССССР (1967, 1984). Созданные под его руководством ЖРД стояли на всех отечественных ракетах, побывавших в космосе, а уникальная ракетно-космическая систем «Энергия—Буран» остается непревзойдённым достижением конструкторской мысли. Награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.
Владимир Павлович Бармин (1909—1993) — основоположник отечественных стартовых комплексов и наземного оборудования для ракетной техники. Академик АН СССР (1966) и РАН (1991). Герой Социалистического Труда (1956), лауреат Ленинской (1957) и четырех Государственных премий СССР (1943, 1967, 1977, 1985). Доктор технических наук, профессор, почетный президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, действительный член международной академии астронавтики, почетный президент Международной ассоциации ученых, инженеров изобретателей имени Томаса Эдисона, лауреат Золотой медали имени В.Г. Шухова (посмертно). Награжден 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Кутузова I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы», «За освобождения Варшавы» и другими.
Николай Алексеевич Пилюгин (1908—1982) — основоположник отечественных систем автоматического управления ракетными и ракетно-космическими комплексами. Академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской (1957) и Государственной премий СССР (1967). На заре ракетно-космической техники он входил в Совет главных конструкторов и отвечал за бортовую и наземную части систем управления ракетно-космических комплексов.
Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями.
Михаил Сергеевич Рязанский (1909—1987) — ученый в области радиотехники. Главный конструктор радиосистем, создатель ракетно-космической техники. Член-корреспондент АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда(1956), Лауреат Ленинской (1957) и Государственной премий СССР (1943).
Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Виктор Иванович Кузнецов (1913—1991) — родоначальник ракетно-космической гироскопической техники. Академик АН СССР (1968), дважды Герой Социалистического труда (1956, 1961), лауреат Ленинской (1957) и четырех Государственных премий СССР (1943, 1946, 1967, 1957). Действительный член Международной академии аэронавтики, член-корреспондент Артиллерийской академии. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Лауреат Золотой медали имени С.П. Королева АН СССР.
Одна из великих заслуг Совета главных в том, что от сумел объединить общим делом, грандиозной целью, творческим трудом огромную армию исследователей и конструкторов, испытателей и космонавтов, организаторов производства, инженеров, рабочих, чьим коллективным усилием наша страна стала первой на планете космической державой.
Судьба каждого их этих высокоодаренных, преданных любимому делу людей — яркий пример научного и гражданского подвижничества, самоотверженной работы на благо Отечества.
Наш рассказ об одном из выдающихся конструкторов, которого называли главным штурманом космических трасс.
Николай Алексеевич Пилюгин — основоположник автономных систем управления ракетно-космической техники. Под его руководством за три с половиной десятилетия были созданы системы управления для боевых и космических ракетных комплексов главных конструкторов С.П. Королева, М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, А.Д. Надирадзе, В.П. Макеева, В.Ф. Уткина и др. Н.А. Пилюгин замкнул проектирование и производство системы управления (СУ) ракетного комплекса с бортовой и наземной счетно-решающей частью и комплексов командных приборов (ККП) в пределах одной организации — НИИАП, создал мощное предприятие и коллектив последователей, работающих над новыми СУ для современных ракетно-космических комплексов. Академик Н.А. Пилюгин стал создателем не только нового направления науки и техники, но и целой школы разработчиков в области создания автономных систем управления.
В процессе создания СУ представителями этой школы — учеными, инженерами и рабочими — были разработаны новые методы проектирования, автономной и комплексной отработки приборов и программного обеспечения бортовой и наземной аппаратуры СУ на рабочих местах и комплексных стендах. Для школы Пилюгина характерна высокая ответственность за надежность и точностные характеристики при создании систем управления. В школе Пилюгина коллективизм в научной, исследовательской и конструкторской деятельности был совершенно необходимым средством достижения практических результатов. Высокое чувство личной ответственности главного конструктора передавалось не только его ближайшим соратникам, но прививалась всему коллективу.
Заслуги Н.А. Пилюгина получили самую высокую оценку Родины.
Николай Алексеевич Пилюгин родился 18 мая 1908 г. в Красном селе под Петербургом в семье наставника кавалерийской полковой школы верховой езды Алексея Алексеевича Пилюгина, выходца из крестьянской семьи деревни Теляково Орловской губернии. Революция, принесшая голод и разорение, заставила долго скитаться семью Пилюгиных по ближайшим родственникам в поисках лучшей доли. Мать Н.А. Пилюгина, Надежда Васильевна Набатова, и младшая сестра скончались от тифа с Саратовской губернии, в то время, когда А.А. Пилюгин пытался устроиться на работу в Москве. Отец забрал четверых детей: Николая, его двух сестер и младшего брата в Москву, где Коля начал учиться в школе-семилетке на Якиманке.
Свою трудовую жизнь Николай начал слесарем-механиком в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В это же время увлекся авиацией. Он наизусть знал имена летчиков, записывал в тетрадь рекорды, рисовал самолеты. Способного молодого человека заметил авиаконструктор А.Н. Туполев, по его рекомендации Николай Пилюгин получает направление в институт и в 1930 г. поступает в МВТУ им. Н.Э. Баумана.
В институте он встречает Тоню Лепешову, которая становится другом Николая Алексеевича, а позже женой. Нежные чувства к Антонине Константиновне Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь, о чем свидетельствуют многочисленные письма, которыми обменивались супруги в частые периоды разлуки.
Темой дипломной работы Николая Пилюгина был проект нового прибора, предназначенного для записи результатов измерения угловых скоростей самолета, который назвали жирографом.
Знаменитый пилюгинский жирограф успешно использовался более 50 лет при летных испытаниях самолетов.
После окончания МВТУ им. Баумана Н.А. Пилюгин продолжает работать в ЦАГИ, а с 1941 г. — в Летно-испытательном институте, где руководит разработками и испытанием авиационных приборов.
С 1945 по 1947 г. работает в Германии в институте «Рабе». Там знакомится с С.П. Королевым. Их дружба продолжалась долгие годы. Королев очень ценил Пилюгина, его честность и надежность не только в работе, но и в отношениях с людьми.
В 1947 г. коллектив Пилюгина создает систему управления первой отечественной ракетой Р-1, а затем Р-2. Начинаются разработки и испытания систем управления для первых ракет, проектируемых организацией С.П. Королева, и одновременно создание собственного коллектива.
Отечественная ракетная техника стремительно совершенствовалась. За короткий срок летные и эксплуатационные характеристики баллистических ракет значительно выросли, во многом за счет систем управления.
Особой вехой в жизни Николая Алексеевича стала разработка и совершенствование автономной системы управления отечественных стратегических ракет средней дальности Р-5 и Р-5М, на которых должны были поставить атомные боеголовки.
При разработке этих ракет возникли большие трудности.
В результате проведенного анализа неудачных пусков было выявлено, что ракету Р-5 нельзя считать твердым телом как это было с предыдущими изделиями. Поскольку, будучи длиннее своих предшественниц, она обладала достаточно большой гибкостью. И поэтому гироскопические приборы, разработанные В.И. Кузнецовым, фиксировали не только присущие твердому телу отклонения, но и упругие колебания.
Это была совершенно новая проблема, о которой нигде не было информации: ни в последних диссертационных работах, ни в научных статьях и публикациях того времени.
Николай Алексеевич привлек к решению данной задачи специалистов по прочности и динамике полета, занимающихся проблемами жидкости. Опираясь на статью Жуковского, в которой рассматривалось поведение жидкости в баках, заполненных не полностью, Пилюгин с энтузиазмом сам погрузился в решение механических проблем и занимался этим с большим удовольствием.
Проблемы динамической устойчивости были подняты и решены выдающимся ученым. За несколько лет Н.А. Пилюгин создал целое направление — теорию динамической схемы современных летательных аппаратов, которая была применена на практике при разработке ракеты Р-7.
Ракету Р-5 Н.А. Пилюгин считал одной из самых сложных в его профессиональной биографии. С.П. Королев в письмах жене в период испытаний Р-5 писал: «Дела наши по-прежнему идут очень трудно, и за каждый сантиметр успеха или даже просто положительного результата приходится напряженно, настойчиво бороться».
Сложной, из-за большого количества регулируемых параметров и источников возмущений, оказалась и ракета Р-7 — знаменитая «семерка».
Николай Алексеевич до конца своей жизни оставался, пожалуй, единственным верным и преданным другом Сергея Павловича, самым близким по духу ему человеком. В большинстве конфликтных ситуаций в Совете главных Королев поддерживал Пилюгина. Он очень ценил трудолюбие и прямоту Николая Алексеевича.
Писатель Я.К. Голованов:
«…Уступая Королеву в смелости, технической дерзости и полете фантазии, чисто по-человечески Пилюгин был мягче и скромнее Королева. Очень тонко чувствующий людей, Сергей Павлович не мог этого не знать. Может быть, за это он и любил «Колюню»…»
Заместитель главного конструктора ОКБ-1 академик Б.Е.Черток:
«Николай Алексеевич был предельно честен и настолько по-партийному чист, что перед ним никто крутить вертеть не мог. Особенно это чувствовалось на Советах главных конструкторов. Он не думал, как бы кого не обидеть – у него и мыслей таких не было. Он всегда говорил честно, прямо и откровенно то, что думал. И надо сказать, что он думал всегда интересно с большой перспективой. Я не знаю никого из главных конструкторов, более близкого по духу Королеву, чем Николай Алексеевич Пилюгин».
Заместитель министра общего машиностроения Г.А. Тюлин:
«Николай Алексеевич был не только большим ученым, но и великим экспериментатором и испытателем. Таким, кстати, был и С.П. Королев. Они понимали друг друга даже не с полуслова, а без слов».
Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина — это мощная интегрированная структура, один из лидеров ракетно-космической отрасли России. ФГУП «НПЦАП» — единственное в нашей стране предприятие, осуществляющее комплексную разработку систем управления для ракетно-космической техники: от создания теории управления полетом, проектирования и изготовления всех необходимых компонентов до испытаний и эксплуатационного обслуживания. Более чем полувековая история предприятия — значительный путь от создания систем управления для первых отечественных баллистических ракет до разработки современных автоматизированных систем управления космических и ракетных комплексов.
ФГУП «НПЦАП», один из корпусов и главная проходная
Становление и развитие ФГУП «НПЦАП» тесно связаны с именем Николая Алексеевича Пилюгина — выдающегося ученого, инженера и первого руководителя Центра. Благодаря новаторским научно-техническим решениям коллектива разработчиков под руководством академика Н.А. Пилюгина наша космонавтика получила высоконадежные конкурентоспособные средства для выполнения крупных национальных и международных проектов по исследованию космического пространства, Луны, планет Солнечной системы. На этой базе были созданы орбитальные группировки космических аппаратов военного, социально-экономического и научного назначения, решены задачи обеспечения безопасности государства и расширения познаний человечества о Земле и Вселенной. Сотрудники Центра чтят наследие академика Н.А. Пилюгина и продолжают воплощать его идеи в новых проектах.
Уникальные разработки в области гироскопических приборов, введение цифровой техники в системы управления, смелое использование новых материалов и технологий, контроль качества на всех этапах производства стали деловым почерком сотрудников Центра. Качество и надежность выпускаемой продукции были и остаются визитной карточкой НПЦАП.
Создание в 2008 году интегрированной структуры, в состав которой наряду с головным предприятием ФГУП «НПЦАП» (г. Москва) вошли три филиала — ПО «Корпус» (г. Саратов), завод «Звезда» (г. Осташков) и Сосенский приборостроительный завод (Калужская обл.), позволило грамотно распределить ресурсы и оптимизировать производство систем управления. Предприятия структуры располагают современным высокотехнологичным оборудованием, станками с числовым программным управлением и автоматическими многофункциональными обрабатывающими центрами. Сегодня в интегрированной структуре работают высококвалифицированные специалисты, способные воплотить в жизнь любую идею разработчиков и конструкторов.
При создании системы управления для первой межконтинентальной ракеты Р-7 — легендарной «Семерки» — коллективу Пилюгина удалось решить целый ряд сложнейших проблем, в том числе по старту ракеты, управлению на траектории полета первой ступени, пакетному разделению ступеней, полету второй ступени и т.д.
4 октября 1957г. Р-7 обеспечила вывод на орбиту первого искусственного спутника Земли.
12 апреля 1961 г. ракета-носитель «Восток» семейства Р-7 вывела на околоземную орбиту пилотируемый корабль с первым космонавтом Ю.А. Гагариным.
Еще один грандиозный проект — ракетный комплекс Н-1 Л3 для пилотируемого полета на Луну. В короткий срок были разработаны 2 варианта сложнейших СУ. В троированную систему управления Н-1 входили: три гиростабилизированных платформы (ГСП), 9 акселерометров продольных ускорений, 18 акселерометров нормальной и боковой стабилизации, три Бортовых цифровых вычислительных машины (БЦВМ). Все командно-измерительные схемы работали по принципу голосования «два из трех». Вследствие тяжелейших нагрузок, ожидаемых в районе двигательных установок носителя, автоматика управления каждым двигателем дополнительно дублировалась, при этом дублировалась вся кабельная сеть. На последнем пуске Н-1 в 1972 г. использовалась модернизированная СУ с ГСП и БЦВМ собственной разработки с возможностью обеспечения терминального управления полетом носителя и ряд других перспективных решений, нашедших применение в последующих разработках. На всех четырех пусках система управления работала в штатном режиме, без замечаний. Проект не был до конца реализован из-за свертывания пилотируемой лунной программы.
Выдающимся достижением коллектива стала уникальная система управления (СУ) для многоразового орбитального корабля (ОК) «Буран» космической системы «Энергия-Буран». Для СУ ОК были предложены новые технические идеи: создан многоканальный цифровой вычислительный комплекс (ЦВК) на базе новой БЦВМ «Бисер-4»; разработаны четырехосная гиростабилизированная платформа (ГСП), новые акселерометры и датчики угловой скорости (ДУС), специальное программно-математическое обеспечение. Было отработано 16 полетных режимов. Полет ОК «Буран» в автоматическом режиме состоялся 15 ноября 1988 г. и убедительно показал правильность принятых технических решений, продемонстрировал высокий уровень научного и технологического потенциала «пилюгинской школы».
С 1965 года начинается создание систем управления автоматических межпланетных станций (АМС) для полетов к Луне, Венере и Марсу.
СУ при минимальном весе и габаритах должна была обеспечить высокую надежность выведения космического аппарата, учитывать нештатные ситуации, взаимодействовать с наземными системами и учитывать энергетические возможности ракетно-космической системы в целом.
Надежная работа аппаратуры была достигнута за счет широкого использования принципов резервирования и благодаря тщательной отработке технических решений в наземных условиях при невозможности предварительных летно-конструкторских испытаний.
Точность полета обеспечивалась прецизионными приборами и реализацией сложных алгоритмов управления в бортовом вычислительном комплексе. Центральным звеном инерциальной СУ была трехосная ГСП, впервые обеспечившая при многократном включении и выключении требуемую точность и надежность управления станцией в условиях длительного полета.
В итоге СУ обеспечила полет станций по траекториям, близким к расчетным. Выведение автоматических межпланетных станций и легендарного «Лунохода» осуществлялось ракето-носителями и разгонными блоками с системами управления, также созданными в НИИАП.
В середине 1990-х годов появился совместный международный проект «Sea Launch» морского базирования, в котором участвовали Россия, Украина, США и Норвегия. За основу ракетно-космического комплекса (РКК) «Морской старт» были взяты модернизированный вариант РН «Зенит» и новый разгонный блок «ДМ-SL». Была разработана единая структура, объединившая СУ РН и СУ РБ, а также наземный проверочно-пусковой комплекс. В процессе реализации проекта впервые в мире решена задача прецизионной азимутальной выставки инерциальной системы управления в условиях подвижной стартовой площадки. Основу разработанных СУ РН «Зенит-2SL» и РБ «ДМ-SL», обеспечивших оптимальные энергетические затраты при выводе космических аппаратов на орбиты, составили терминальные системы наведения, построенные на базе комплекса командных приборов ПВ300 и глубоко мажоритированного БЦВК «Бисер-3». Первый пуск состоялся 28 марта 1999 г. Позднее на базе РКК «Морской старт» был создан РКК «Наземный старт».
Системами управления, созданными ФГУП «НПЦАП» оснащено большинство отечественных ракет-носителей и разгонных блоков.
В общей сложности реализовано свыше 40 космических проектов, что подтверждает неоспоримое лидерство ФГУП «НПЦАП» в этой сфере.
В приборах модернизированной СУ РН «Протон-М» удалось реализовать лучшие технические достижения ученых и инженеров. Максимальное использование преимуществ построения СУ на базе БЦВК, организация обмена информационных потоков между ступенями РН по цифровым каналам связи, реализация всех логических и управляющих операций при помощи БЦВМ позволили создать гибкую надежную структуру, способную легко адаптироваться к новым задачам. СУ РН «Протон-М» представляет собой единый аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий контроль предстартовой подготовки и полетный режим. Трехканальное исполнение аппаратуры позволяет надежно функционировать при полном повреждении элементов в особом отдельном функциональном тракте. СУ РН «Протон-М» позволила повысить как его энергетические и эксплуатационные характеристики, так и экологическую безопасность. 7 апреля 2001г. состоялся первый пуск РН «Протон-М». Модернизированная ракета за годы эксплуатации подтвердила свою высокую надежность и стала основным средством выведения космических аппаратов в рамках международных космических программ.
Главным достижением ФГУП «НПЦАП» последних лет в космической сфере стало создание систем управления для ракет-носителей семейства «Ангара», обеспечивших в 2014 году успешные испытательные пуски РН легкого класса «Ангара 1.2ПП» и РН тяжелого класса «Ангара-А5». В основу разработки структурной схемы и приборного состава СУ «Ангара» были заложены аппаратные и программные решения, хорошо зарекомендовавшие себя при эксплуатации РКК «Морской старт», РБ «Фрегат», РН «Протон-М».
Была реализована задача по созданию универсальных приборов и контейнеров, позволяющих, не изменяя приборный состав отдельных ступеней, создавать различные конфигурации РН семейства «Ангара». «Ангара» — новое поколение российских ракет-носителей на основе универсального ракетного модуля с экологически безопасными кислородно-керосиновыми двигателями.
Семейство включает в себя носители легкого, среднего и тяжелого классов и способно выводить практически весь спектр полезных нагрузок в диапазоне от 3.5 до 37.5 тонн во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную. Запуски всех вариантов РН семейства «Ангара» осуществляются с универсального стартового комплекса.
Школа Пилюгина — это школа проектирования, разработки, совершенствование конструкций и технологии СУ ракетных и ракетно-космических комплексов.
В процессе создания СУ представителями этой школы — учеными, инженерами и рабочими — были разработаны новые методики проектирования, автономной и комплексной отработки приборов программного обеспечения, бортовой и наземной аппаратуры СУ на рабочих местах и комплексных стендах.
Для школы Пилюгина характерна увлеченность, граничащая с техническим фанатизмом при решении важных задач, при соблюдении высокой ответственности за надежность и боевые характеристики СУ.
В школе Пилюгина коллективизм в научной, исследовательской и конструкторской деятельности был совершенно необходимым средством достижения практических результатов. Высокое чувство ответственности главного конструктора передавалось не только его ближайшим сотрудникам, но и всему коллективу. В истории мировой космонавтики Николай Алексеевич Пилюгин навсегда останется выдающимся конструктором автономных систем управления ракетно-космической техники и талантливым ученым.
Текст и иллюстрации предоставлены кандидатом физ-мат. Наук, Зам. директора по учебной работе ГБПОУ Калужской области «Сосенский политехнический техникум» Беловой Ириной Константиновной.