Юго-Западный административный округ

Спортивно-туристский клуб

Водный туризм

Возраст: 10-18 лет

Обучающиеся изучат основы водного туризма: теорию водного туризма; классификацию водных маршрутов на территории России; правила техники безопасности на воде в походе; правила оказания первой доврачебной помощи; нормы поведения в природной среде, коллективе, обществе; основные правила личной гигиены для водного путешествия; устройство плавсредств (байдарка, катамаран); состав ремонтного набора; о составе группового и личного снаряжения в водном походе; правила организации питания в водном походе; основные критерии выбора маршрута; условные знаки лоции; условные и топографические знаки.
Ребята сумеют подготовить к походу байдарку (катамаран) и подобрать себе оптимальную одежду для участия в водном походе; укладывать рюкзак; ориентироваться на местности по карте, плану; выбрать маршрут, составить график движения и нитку маршрута; подготовить и грамотно упаковать продукты для участия в водном походе; осуществлять посадку и зачаливаться; устанавливать палатку; заготовить дрова для костра; разжигать костёр; собрать медицинскую аптечку для похода выходного дня; оказать первую доврачебную помощь пострадавшему; транспортировать пострадавшего; безопасно сплавляться по равнинным рекам на байдарке и катамаране. Приобретут умения и навыки, необходимые для безопасного участия в водных туристских походах, соревнованиях и туристско-краеведческих слетах.
Педагог: Кашинова Ольга Глебовна

Водный туризм. Совершенствование

Возраст: 11-18 лет

Обучаясь по программе учащиеся узнают правила техники безопасности на соревнованиях по водному туризму и в водном походе; техническое описание маршрута и уметь его составлять для степенных походов и походов первой категории сложности; будут знать как собираются средства сплава (байдарка, катамаран); тактику прохождения спортивных дистанций дисциплины «Водный туризм»; смогут пользоваться картой при прохождении маршрута, измерять расстояние на местности, определять крутизну склона, высоту объекта, азимут на объект; смогут оказывать первую доврачебную помощь, сопровождать пострадавшего; буксировать судно по воде и суше; грамотно распределять свои силы на соревнованиях, в условиях водного туристского похода и экспедиции; быстро оценивать обстановку, адекватно реагировать на возникающие нестандартные, в том числе, экстремальные ситуации; обладать навыками гребли, необходимыми для участия в соревнованиях по водному туризму.

Педагог: Кашинова Ольга Глебовна


ОФП с элементами туризма

Возраст: 8-18 лет

Одним из критериев готовности к путешествию, к соревнованию по туризму является физическая подготовленность. Обучаясь по программе, обучающиеся изучат основы техники общеразвивающих физических упражнений и техники выполнения туристских соревновательных этапов с постепенным увеличением нагрузки, что поможет ребенку адаптироваться к условиям и требованиям похода или туристского соревнования. Обучающиеся будут знать правила техники безопасности в туристическом походе; основные элементы техники разных видов туризма; основы техники выполнения общеразвивающих физических упражнений; технику движения в походе; сумеют правильно ставить ногу при ходьбе; пользоваться спортивным снаряжением на занятиях и соревнованиях; выполнять требования страховки и самостраховки.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич


Основы спортивного ориентирования

Возраст: 8-18 лет

Обучаясь по данной программе дети будут знать основы техники безопасности в природных условиях, противопожарной безопасности в лесу, действия спортсмена при потере ориентировки; виды спортивных карт и условные знаки; основные правила соревнований по спортивному ориентированию; правила поведения спортсмена на соревнованиях и тренировках. Смогут читать спортивную карту; обращаться со спортивным компасом и применять его на практике; без существенных ошибок преодолевать тренировочные трассы невысокой сложности; успешно участвовать в соревнованиях клубного и районного масштабов.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович


Спортивный туризм

Возраст: 8-18 лет

В процессе обучения по данной программе обучающиеся изучат основы спортивного туризма, ориентирования на местности получат знания, умения и навыки, в необходимые для участия в пеших туристских походах, экспедициях и туристско-краеведческих слетах. Обучающиеся будут знать: основные термины и понятия, применяемые в туризме; основы безопасности и правила поведения в туристическом путешествии; классификацию экстремальных условий природной среды; элементы начальной топографической подготовки; условные знаки, применяемые для карт по спортивному ориентированию; виды костров и их назначение; технические и тактические приемы прохождения дистанции по спортивному ориентированию; основные правила техники безопасности на занятиях и соревнованиях по беговым лыжам; основные упражнения на развитие выносливости, силы, быстроты и ловкости.
Смогут грамотно упаковать рюкзак для участия в походе выходного дня; подобрать себе оптимальную одежду и обувь для участия в походе выходного дня; расставить палатку и приготовить себе спальное место; развести костер и приготовить на нем пищу при участии или консультации педагога; заготовить дрова для костра; установить групповой тент для защиты от дождя; завязать и применить на практике 6 туристских узлов; самостоятельно составить список личного снаряжения для участия в пешем походе; определить масштаб топографической карты; определить расстояние по топографической карте; собрать аптечку для похода выходного дня; сориентировать карту на местности; определить точку стояния на карте; определить азимут на ориентир; читать карты по спортивному ориентированию; оказать доврачебную помощь условно пострадавшему при вывихе и закрытом переломе; оказать помощь условно пострадавшему при общем переохлаждении; выполнять упражнения для развития силы, быстроты и ловкости; преодолеть основные естественные препятствия в равнинных районах; взаимодействовать в туристской группе; составить памятку экоповедения туриста; построить временное убежище; очистить воду естественным способом.

Педагоги: Афанасьев Владимир Геннадьевич, Кузнецова Аделя Абдулбариевна


Спортивный туризм. Совершенствование

Возраст: 9-18 лет

Участие в соревнованиях межрайонного, городского и всероссийского уровня способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности туристов, предоставляет обучающимся возможность приобрести практический опыт самообслуживания, который является немаловажным в процессе социализации. Обучающиеся будут знать термины и понятия, применяемые в практике соревнований по спортивному туризму; алгоритм безопасности туристического путешествия и поведения в экстремальных условий природной среды; элементы топографической подготовки, необходимые для турпоходов и соревнований; условные знаки, применяемые для карт по спортивному ориентированию; тактические приемы прохождения дистанции по спортивному туризму; применение теоретических знаний по спортивному туризму на практике;
смогут применять полученные знания в повседневной жизни; принимать решения и отвечать за них; быстро оценивать обстановку и адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию; работать с топографической картой; читать топографические карты и проходить дистанции по спортивному ориентированию; проходить дистанции с учетом оптимальной работы на ее технических этапах; оказать доврачебную помощь условно пострадавшему; взаимодействовать в туристской группе.

Педагоги: Афанасьев Владимир Геннадьевич, Кузнецова Аделя Абдулбариевна


Техника и тактика спортивного ориентирования бегом

Возраст: 10-18 лет

Спортивное ориентирование является технически сложным видом спорта, в котором в равной степени сочетаются высокая длительная физическая нагрузка на выносливость и интенсивная интеллектуальная деятельность в процессе скоростного ориентирования на незнакомой местности. Наиболее распространенным в мире является летнее ориентирование бегом. Занимаясь по данной программе обучающиеся узнают основы техники безопасности в природных условиях, противопожарной безопасности в лесу; профилактические средства, направленные на предотвращение перетренированности; объективные данные самоконтроля: вес, рост, динамометрию, спирометрию; субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение; взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок; значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса; обоснование принципов постепенности, повторности, разносторонности, индивидуализации в процессе тренировки; специфические особенности бега ориентировщика; разновидности спортивных карт, общие черты и отличия карт; понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точное ориентирование; смогут обращаться со спортивным компасом и применять его на практике; выступать в соревнованиях по спортивному ориентированию; определять свое место нахождения в текущее время, восстанавливать ориентировку после ее потери; определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них; выполнять бег с учетом характера местности: открытая, закрытая, горная, заболоченная; ориентировать карту; определять расстояние на карте; определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович


Техника и тактика спортивного ориентирования на лыжах

Возраст: 10-18 лет

Спортивное ориентирование в современном виде существует в четырёх способах передвижения. В нашей стране – относительно северной и традиционно лыжной – именно лыжное ориентирование наиболее важно, именно оно, в перспективе, может войти в программу зимних Олимпийских игр. Занимаясь по программе обучающиеся будут знать основы техники безопасности в природных условиях; виды и масштабы спортивных карт для зимних соревнований и условные знаки; методы выхода из трудной ситуации при потере ориентировки; технику конькового и классического хода; правила поведения участника на соревнованиях и тренировке; смогут обращаться с планшетом и компасом, закрепленном на нем, и применять его на практике; преодолевать тренировочные трассы невысокой сложности без существенных ошибок; передвигаться по лыжням классическим или коньковым ходом; преодолевать тренировочные трассы невысокой сложности без существенных ошибок; выступать в соревнованиях по спортивному ориентированию; использовать полученные навыки в походах и экспедициях.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович


Спортивное ориентирование через игру

Возраст: 6-12 лет

Программа является важным компонентом перед переходом к обучению по программе «Основы спортивного ориентирования». Игровой метод является одним из методов упражнения. Повторение здесь физических упражнений производится при помощи игр, что значительно повышает эмоциональность учебной работы, увлекает юных воспитанников и заметно повышает эффективность работы. Изученное повторяется и закрепляется именно в условиях, очень близких к соревнованиям на местности, параллельно с этим, развиваются общие физические качества и морально-волевые качества (воля, честность, дисциплинированность). Также развиваются специальные физические качества, необходимые в дальнейшем для совершенствования в данном виде спорта. Обучающиеся узнают правила поведения во время тренировочных занятий и участия в соревнованиях; условные знаки спортивных карт; основные понятия в географии; об экологии, познакомятся с Красной книгой России; как организовать палаточный лагерь; карту и компас; смогут пользоваться картой и компасом; проходить спортивный лабиринт в помещении и на свежем воздухе; работать в коллективе; ориентироваться в городе и на местности, без карты и компаса; выполнять основные упражнения по ОФП.

Педагог: Чернышов Игорь Леонидович


ОФП для юных туристов

Возраст: 6-9 лет

Туристское путешествие или дальний поход всегда увлекательны, но сопряжены с определенными трудностями, поэтому и предъявляют к участнику похода определенные требования: к выносливости, к физической и моральной подготовке. К концу обучения обучающиеся будут знать основные элементы техники разных видов туризма, основы техники выполнения общеразвивающих физических упражнений, технику движения в походе. Будут уметь: правильно ставить ногу при ходьбе; пользоваться спортивным снаряжением на занятиях и соревнованиях, выполнять требования страховки и самостраховки.


Туристский поход

Возраст: 8-18 лет

Программа включает в себя обучение туристским навыкам, подготовку к совершению походов выходного дня по Подмосковью, степенных и категорийных походов в период школьный каникул. Занятие в туристской группе воспитывает умение жить и работать в коллективе, самостоятельность, умение принимать решения и нести за них индивидуальную ответственность. Обучающиеся будут знать нормы туристского поведения на маршруте; правила проведения туристских походов (пеших и лыжных); основные правила личной гигиены в походе и на тренировках; случаи применения наиболее распространённых растений; обучающиеся смогут подготовиться к туристскому походу; безопасно преодолевать препятствия на местности самостоятельно и с использованием технических средств; обустраивать различные типы укрытий при помощи стандартных средств (тент, палатка); обустраивать безопасный бивуак; пользоваться аптечкой; распознавать наиболее распространенные растения.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич


Школа безопасности

Возраст: 8-18 лет

Безопасность – одна из самых главных потребностей человека и общества. Для этого нужно уметь грамотно действовать в любой экстремальной и чрезвычайной ситуации, которые возникают всегда внезапно, а главное – уметь их предупредить. Туристская деятельность является наиболее эффективной формой обучения безопасному поведению в природной и городской среде, поэтому обучение начинается с освоения туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения, по мере совершенствования этих навыков ребенок переходит к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации. Обучающиеся узнают нормы поведения в экстремальных ситуациях; правила безопасности жизни в полевых условиях: в населенном пункте, в условиях города и на маршруте; нормы поведения в коллективе и в обществе; основные правила личной гигиены в походе и на тренировках; сформируют туристские навыки (укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра; вязание узлов), пользоваться аптечкой; оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему, разбираться в экологической обстановке своей местности; уметь работать с аварийно-спасательным оборудованием; подавать сигналы бедствия; уметь преодолевать локальные природные препятствия; действовать в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
преодолевать дистанции ориентирования в заданном направлении; преодолевать водные препятствия.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич


Юный спасатель

Возраст: 12-18 лет

Программа разработана для обучающихся, желающих получить знания начальной профессиональной подготовки по специальности “Аварийно-спасательное дело”. Приоритетность задач спасения жизни и здоровья людей воспитывает в ребенке способность эффективно действовать в повседневной жизни, стремление прийти на помощь и готовность предупредить несчастный случай среди своего детского и взрослого окружения. Основой для подготовки юных спасателей является туристско-краеведческая деятельность, т.к. она способствует развитию наблюдательности и готовности участвовать вместе с группой в решении задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и др. характера. По окончании обучения дети узнают основы техники безопасности при бивуачных работах; условные топографические знаки; 10 узлов для связывания веревок разного диаметра; смогут обращаться с топором, пилой, альпенштоком; укладывать рюкзак; устанавливать палатку; разводить костер; свободно преодолевать локальные препятствия с помощью альпинистского снаряжения.
Обучаясь по программе, обучающиеся изучат основы пожарно-прикладного спорта, аварийно-спасательского дела, устройство и принципы работы аварийно-спасательного оборудования, научатся подавать сигналы бедствия, выкладывать вертолетные знаки, работать по спасению пострадавших в природной и техногенной среде, использовать основные приемы ведения аварийно-спасательных работ, получат навыки радиосвязи.

Педагог: Афанасьев Владимир Геннадьевич