Финалист конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Лауреат конкурса «Педагог года 2017», номинация "Педагог дополнительного образования"
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Финалист конкурса «Педагог года 2018», номинация «Учитель года»
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Юго-Западный административный округ

В Московском Дворце пионеров прошёл круглый стол «Дополнительное образование: историческая ретроспектива» 30.11.18

28 ноября 2018 года в образовательном комплексе «Воробьёвы горы» прошёл круглый стол «Дополнительное образование: историческая ретроспектива». Встреча была посвящена вековому юбилею государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в Российской Федерации.

Как развивалось дополнительное образование в течение столетия? Какие формы работы, созданные в прошлом, могут быть действенными и сейчас? Какие перспективы развития необходимо наметить сегодня, чтобы завтра дополнительное образование могло совершить уверенный шаг в будущее? Так можно обозначить те основные векторы, по которым строилось взаимодействие выступающих и аудитории.

Необходимо подчеркнуть, что круглый стол «Дополнительное образование: историческая ретроспектива» был задуман и проведен как некое пространство профессионального развития педагогов, методистов, специалистов управленческого звена. Поэтому среди выступающих были представители науки, ветераны Московского Дворца пионеров и детского движения, а также руководители детских образовательных учреждений.

С приветственным словом к собравшимся обратилась Мария Николаевна Лазутова, член Общественной палаты города Москвы, советник ГАОУ ДПО «МЦРКПО», доктор исторических наук. Она отметила, что в Москве не было бы такого уровня развития образования, «если бы не было системы дополнительного образования, а в этой системе не работали мастера своего дела, которые ведут детей, закладывают основы ценностных и этических ориентиров».

Обращаясь к истории дополнительного образования, доктор педагогических наук, профессор Борис Викторович Куприянов выделил в его развитии три волны преобразований, которые были связаны с появлением следующих ветвей образования:

  • внешкольное образование (1918-1929 годы);
  • дополнительное образование детей (1992-2006 годы);
  • дополнительное образование (2012-2018 годы), и в данном случае речь идет о дополнительном образовании детей и взрослых.

И каждый раз эти преобразования были продиктованы необходимостью проектировать новые формы образования «для сложного общества в условиях глобальной турбулентности или «стратегической неопределенности»». Кроме того, на каждом этапе преобразований менялась концепция детства: от романтической, когда ребенок виделся как ангел, к пониманию его как товарища по борьбе, позднее — по труду. В заключение Б.В. Куприянов подчеркнул, что сегодня происходит новое изменение концепции детства, в контексте которой «ребёнок — это потенциальный автор стартапа, и дополнительное образование надо развернуть к новому детскому образу».

Продолжая данную линию, руководитель детско-юношеского разновозрастного отряда «Надежда» (Дворец творчества детей и молодежи «Преображенский») Ефим Борисович Штейнберг поделился с собравшимися более чем 50-летним опытом руководства отрядом, в котором дети, чувствуя атмосферу человечности и тепла, иногда занимаются по восемь лет.

«Я пытаюсь с детьми действовать. В этой деятельности ребенок воспитывает свое нутро, свою личность. Затем, куда бы он ни пришел на работу, он узнаваем, благодаря тому, что всегда приносит добро», — сказал Ефим Борисович.

Директор образовательного комплекса «Воробьевы горы» Елена Хасымовна Мельвиль рассказала в своем выступлении об истории создания Московского дворца пионеров, в частности, о том, насколько богаты сходствами архитектура и зонирование пространства МДП и ДК АМО ЗИЛ. Она также подчеркнула, что сегодня очень важно развивать сферу дополнительного образования для взрослых.

«Дети, видя, что родители приходят во Дворец с удовольствием, сами не будут считать это обременением. Родителей тоже надо образовывать, в том числе и в культурном плане. Ведь чем продолжительнее обучение, тем продолжительнее жизнь. А сегодня нужны люди на 360 градусов развитые, имеющие не только академические результаты, но и отличающиеся способностью дружить, быть человечными, нести тепло», — подчеркнула Е.Х. Мельвиль.

Эстафету приняла директор Дворца творчества детей и молодёжи имени А.П. Гайдара Надежда Михайловна Куранина. Она рассказала не только об архитектуре возглавляемого ею образовательного учреждения, но и о направлениях его работы, о тех перспективах, которые она видит для его развития в ближайшем будущем.

Доктор педагогических наук Виктор Петрович Голованов констатировал, что дополнительное образование базируется «на «трёх китах»: детство, ребёнок, свободное время ребёнка и содержание. Дополнительное образование — охранная грамота детства. И поэтому оно должно учитывать и выполнять следующие аспекты:

  • формировать новый социальный опыт ребёнка;
  • определить сферы влияний государственного, негосударственного и частного образования;
  • оберегать здоровье человека;
  • создавать среду для общения детей и взрослых;
  • организовывать досуг (возможность чтения книг, освоения игр и т.д.)».

Ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Людмила Ивановна Маленкова познакомила аудиторию с современным прочтением идей С.Т. Шацкого, одного из основоположников внешкольного образования, а ветеран детского движения Лилия Вадимовна Кузнецова в продолжение рассказала о личности и огромном опыте работы директора Дворца пионеров и школьников О.И. Грековой.


Смотреть фотогалерею:


В завершение круглого стола главный редактор журнала «Про_ДОД», кандидат педагогических наук Любовь Николаевна Буйлова представила собравшимся юбилейный выпуск издания и вручила авторам благодарственные письма и подарки. Ветераны Дворца также были награждены памятными медалями к 100-летию Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодёжи и Великой Октябрьской революции.

Общаясь между собой после окончания круглого стола, собравшиеся отмечали интересные выступления, подчеркивали важность того, что организаторы создали возможность услышать не только теоретиков дополнительного образования детей, но и практиков.