Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Финалист конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Лауреат конкурса «Педагог года 2017», номинация "Педагог дополнительного образования"
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Финалист конкурса «Педагог года 2018», номинация «Учитель года»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Юго-Западный административный округ

История центра

История основания Московского Арнольдо-Третьяковского училища

и постройки здания на Донской

«Арнольдовское училище принадлежало к числу тех редких благотворительных учреждений, которые созданы благодаря инициативе одного человека, посвятившего всю свою жизнь помощи несчастным».

Этим человеком и был Иван Карлович Арнольд, глухонемой основатель училища для глухонемых.

Иван Карлович Арнольд, старший сын статского советника Карла Ивановича Арнольда, родился 25 сентября 1805 года. В детстве, когда ему ещё не было и двух лет, он упал. Падение было так неудачно, что он получил сотрясение мозга с поражением слуховых органов, вследствие чего сильно заболел. После выздоровления выяснилось, что Иван Карлович оглох на всю жизнь. В 1811 году он был отдан в училище глухонемых в Санкт-Петербурге, учрежденное в 1810 году императрицей Марией Федоровной.

В училище он пробыл два года, после чего отец взял его оттуда, желая сам с ним заниматься. Заметив у сына способности к рисованию и механике, отец отправил его в Берлин в 1816 году для дальнейшего образования, где он занимался в Академии Художеств и вместе с тем посещал тамошнее училище для глухонемых. Но карьера художника не привлекала его: он хотел по возвращении в Россию заняться обучением и воспитанием глухонемых, так как в России тогда числилось около 27000 глухонемых.

Однако Арнольду совсем не сразу удалось воплотить в жизнь свои планы. Не имея перво-наперво своих собственных средств, которые он употребил на открытие и обзаведение всем, Иван Карлович обратился к русскому дворянству и купечеству с просьбою о помощи. И получил её. Кроме того, нашлись еще сановники, которые были близки к трону и обещали доложить о пользе этого учреждения императору. Государь, в свою очередь, не только дал разрешение на основание, но и пожаловал значительную сумму в пользу училища. 13 февраля 1853 года было получено разрешение.

Хоть дела училища и шли хорошо, но, потому что в Петербурге уже существовало казенное заведение для глухонемых, а в Москве такого училища не имелось, а в нем существовала настоятельная потребность, Иван Карлович признал правильным и полезным перевести своё училище в Москву, для чего в 1859 году и отправился туда, чтобы выхлопотать для этого надлежащее разрешение. В 1860 г. было получено такое разрешение, и в том же году он переселился в Москву с несколькими своими учениками и преподавателями. Первое помещение, которое заняло училище, было в Долгоруковском переулке.

По мере расширения, училищу требовалось всё больше и больше места, а денег для съёма больших помещений не было. К концу 1863 года в заведении числился 21 воспитанник; к январю 1865 года училище уже состояло из 25 учащихся, (17 мальчиков и 8 девочек).

И вот, в 1873 году на Донской улице было приобретено владение у купца Комарова и началась постройка трехэтажного с подвальным помещением здания для училища.

По данным Московского Городского Архива на участке, принадлежащем Московскому Городскому Арнольдо-Третьяковскому училищу, согласно плану 1814 года находился дом отставного прапорщика Яблочкова. В течение 18 века участок не раз менял своих хозяев, пока в 1771 году не попал в руки звенигородского купца Николая Ивановича Комарова, у которого и был приобретен Третьяковым для строительства здания Арнольдо-Третьяковского училища. Здесь по проекту А. С. Каминского выстроили специальное здание (N 37) для училища.

Постройка окончилась в 1875 году, и в феврале 1876 состоялся переход училища в собственное помещение. Так было построено здание на Донской, 37.

После ремонта 1906 года перегородка между 3-им и 2-ым этажами была убрана, само здание перестроено и 25 апреля 1906 года в этой пристройке была освящена домовая церковь при Арнольдо-Третьяковском училище во имя Павла Латрского (Латрийского), небесного покровителя умершего в 1899 году главного благотворителя и председателя попечительского комитета Павла Третьякова, бывшего душою деятельности попечительского общества училища и распорядительного комитета.

Вступив в члены комитета с самого его основания в 1863 году,
П.М. Третьяков в 1869 г. сделался его председателем и оставался в этой должности до самой своей смерти, последовавшей 4 декабря 1898 г. Мало-помалу вся деятельность общества сосредоточилась в одном лице. Именно он спонсировал покупку трех соседних владений для расширения участка, постройку дома для бани, прачечной и трех учительских квартир, постройку больницы.

Впоследствии на территории училищного сада разместились здание больницы, флигель для учителей, а также здание оранжереи и теплицы с грядками для занятий садоводством.

Внутренние помещения были спланированы специально для учебного заведения: спальни, классы для занятий, ремесленные мастерские, столовая.

Таким образом, соединились усилия учителя И.К. Арнольда и купца П. М. Третьякова - было основано и поселилось в собственном здании новое учебное заведение - Московское городское училище для глухонемых.

История возникновения Центра "На Донской"

С 1918 года училище становится государственным учреждением и называется Московским институтом глухонемых.

В 1941 году учебное заведение было эвакуировано в Пензенскую область, а возвратилось в 1943 году, но уже в другое помещение.

В годы войны здание института было передано другим государственным учреждениям города Москвы. Тут расположились районные комитеты (райком) партии и комсомола

В 1986 году Московский городской дворец пионеров и школьников посетил первый секретарь МГК КПСС Ельцин Б.Н. и обратил внимание на недостаточное развитие технического и интеллектуального творчества учащихся, особенно старшеклассников. Он предложил организовать такое учреждение для способной молодежи, где учащиеся могли бы развивать свой творческий потенциал на современной технической базе с использованием прогрессивных и высокопрофессиональных методик обучения и научных исследований.

Для решения этой были подключены специалисты Московского городского дворца пионеров и школьников (МГДПиШ), научно-исследовательский институт АН СССР, проектные и строительные организации г.Москвы. Исполком Октябрьского райсовета г.Москвы выделил для дома научно-технического творчества здание бывшего РК КПСС по адресу ул. Донская, 37. Был разработан проект его полной реконструкции и переоборудования его помещений в соответствии с нормами для размещаемых научно-исследовательских лабораторий. Строительство велось методом народной стройки; на стройке работали несколько молодежных стройотрядов. Всего за один год в здании были сняты все перекрытия и заново отстроены молодежные научно-исследовательские лаборатории со всеми необходимыми коммуникациями.

Новое учреждение народного образования, - ДНТТМ, - был создан как филиал МГДПиШ. Для обеспечения высокого качества обучения и работы учащихся кадровый состав сотрудников и преподавателей ДНТТМ формировался в основном из числа действующих специалистов исследовательских учреждений и высшей школы.

К январю 1988 г. строители вручили символический ключ от здания ДНТТМ активу школьников лаборатории Физики космоса дворца пионеров для того, чтобы они под руководством заведующего лабораторией в те годы Д.Л. Монахова начали оборудовать здание нового научного центра. Поскольку финансирование от ГУНО было открыто лишь в июле 1988 г., то именно силами самих ребят было проведено оснащение лабораторий, их минимальное оформление и благоустройство для того, чтобы 1 сентября 1988 года ДНТТМ смог открыть свои двери для 2-х тысяч старшеклассников, желающих связать свой жизненный путь с научными исследованиями и техническими разработками.

С октября 2015 года Дом научно-технического творчества молодежи переименован в Центр «На Донской»

Сегодня это учреждение - современный государственный центр дополнительного образования детей, структурное подразделение ГБПОУ "Воробьевы горы" - является местом встречи детей, подростков, интересных людей и рождения новых идей.

Ваш ребенок может посетить Центр после уроков и заняться чем-то интересным и увлекательным - проектированием и конструированием роботов, проведением экспериментов в химической, физической или биологической лабораториях, разработкой и созданием собственного сайта, научиться программировать, танцевать, рисовать или фотографировать.