Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Финалист конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Лауреат конкурса «Педагог года 2017», номинация "Педагог дополнительного образования"
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Юго-Западный административный округ

История центра

История основания Московского Арнольдо-Третьяковского училища

и постройки здания на Донской

«Арнольдовское училище принадлежало к числу тех редких благотворительных учреждений, которые созданы благодаря инициативе одного человека, посвятившего всю свою жизнь помощи несчастным».

Этим человеком и был Иван Карлович Арнольд, глухонемой основатель училища для глухонемых.

Иван Карлович Арнольд, старший сын статского советника Карла Ивановича Арнольда, родился 25 сентября 1805 года. В детстве, когда ему ещё не было и двух лет, он упал. Падение было так неудачно, что он получил сотрясение мозга с поражением слуховых органов, вследствие чего сильно заболел. После выздоровления выяснилось, что Иван Карлович оглох на всю жизнь. В 1811 году он был отдан в училище глухонемых в Санкт-Петербурге, учрежденное в 1810 году императрицей Марией Федоровной.

В училище он пробыл два года, после чего отец взял его оттуда, желая сам с ним заниматься. Заметив у сына способности к рисованию и механике, отец отправил его в Берлин в 1816 году для дальнейшего образования, где он занимался в Академии Художеств и вместе с тем посещал тамошнее училище для глухонемых. Но карьера художника не привлекала его: он хотел по возвращении в Россию заняться обучением и воспитанием глухонемых, так как в России тогда числилось около 27000 глухонемых.

Однако Арнольду совсем не сразу удалось воплотить в жизнь свои планы. Не имея перво-наперво своих собственных средств, которые он употребил на открытие и обзаведение всем, Иван Карлович обратился к русскому дворянству и купечеству с просьбою о помощи. И получил её. Кроме того, нашлись еще сановники, которые были близки к трону и обещали доложить о пользе этого учреждения императору. Государь, в свою очередь, не только дал разрешение на основание, но и пожаловал значительную сумму в пользу училища. 13 февраля 1853 года было получено разрешение.

Хоть дела училища и шли хорошо, но, потому что в Петербурге уже существовало казенное заведение для глухонемых, а в Москве такого училища не имелось, а в нем существовала настоятельная потребность, Иван Карлович признал правильным и полезным перевести своё училище в Москву, для чего в 1859 году и отправился туда, чтобы выхлопотать для этого надлежащее разрешение. В 1860 г. было получено такое разрешение, и в том же году он переселился в Москву с несколькими своими учениками и преподавателями. Первое помещение, которое заняло училище, было в Долгоруковском переулке.

По мере расширения, училищу требовалось всё больше и больше места, а денег для съёма больших помещений не было. К концу 1863 года в заведении числился 21 воспитанник; к январю 1865 года училище уже состояло из 25 учащихся, (17 мальчиков и 8 девочек).

И вот, в 1873 году на Донской улице было приобретено владение у купца Комарова и началась постройка трехэтажного с подвальным помещением здания для училища.

По данным Московского Городского Архива на участке, принадлежащем Московскому Городскому Арнольдо-Третьяковскому училищу, согласно плану 1814 года находился дом отставного прапорщика Яблочкова. В течение 18 века участок не раз менял своих хозяев, пока в 1771 году не попал в руки звенигородского купца Николая Ивановича Комарова, у которого и был приобретен Третьяковым для строительства здания Арнольдо-Третьяковского училища. Здесь по проекту А. С. Каминского выстроили специальное здание (N 37) для училища.

Постройка окончилась в 1875 году, и в феврале 1876 состоялся переход училища в собственное помещение. Так было построено здание на Донской, 37.

После ремонта 1906 года перегородка между 3-им и 2-ым этажами была убрана, само здание перестроено и 25 апреля 1906 года в этой пристройке была освящена домовая церковь при Арнольдо-Третьяковском училище во имя Павла Латрского (Латрийского), небесного покровителя умершего в 1899 году главного благотворителя и председателя попечительского комитета Павла Третьякова, бывшего душою деятельности попечительского общества училища и распорядительного комитета.

Вступив в члены комитета с самого его основания в 1863 году,
П.М. Третьяков в 1869 г. сделался его председателем и оставался в этой должности до самой своей смерти, последовавшей 4 декабря 1898 г. Мало-помалу вся деятельность общества сосредоточилась в одном лице. Именно он спонсировал покупку трех соседних владений для расширения участка, постройку дома для бани, прачечной и трех учительских квартир, постройку больницы.

Впоследствии на территории училищного сада разместились здание больницы, флигель для учителей, а также здание оранжереи и теплицы с грядками для занятий садоводством.

Внутренние помещения были спланированы специально для учебного заведения: спальни, классы для занятий, ремесленные мастерские, столовая.

Таким образом, соединились усилия учителя И.К. Арнольда и купца П. М. Третьякова - было основано и поселилось в собственном здании новое учебное заведение - Московское городское училище для глухонемых.

История возникновения Центра "На Донской"

С 1918 года училище становится государственным учреждением и называется Московским институтом глухонемых.

В 1941 году учебное заведение было эвакуировано в Пензенскую область, а возвратилось в 1943 году, но уже в другое помещение.

В годы войны здание института было передано другим государственным учреждениям города Москвы. Тут расположились районные комитеты (райком) партии и комсомола

В 1986 году Московский городской дворец пионеров и школьников посетил первый секретарь МГК КПСС Ельцин Б.Н. и обратил внимание на недостаточное развитие технического и интеллектуального творчества учащихся, особенно старшеклассников. Он предложил организовать такое учреждение для способной молодежи, где учащиеся могли бы развивать свой творческий потенциал на современной технической базе с использованием прогрессивных и высокопрофессиональных методик обучения и научных исследований.

Для решения этой были подключены специалисты Московского городского дворца пионеров и школьников (МГДПиШ), научно-исследовательский институт АН СССР, проектные и строительные организации г.Москвы. Исполком Октябрьского райсовета г.Москвы выделил для дома научно-технического творчества здание бывшего РК КПСС по адресу ул. Донская, 37. Был разработан проект его полной реконструкции и переоборудования его помещений в соответствии с нормами для размещаемых научно-исследовательских лабораторий. Строительство велось методом народной стройки; на стройке работали несколько молодежных стройотрядов. Всего за один год в здании были сняты все перекрытия и заново отстроены молодежные научно-исследовательские лаборатории со всеми необходимыми коммуникациями.

Новое учреждение народного образования, - ДНТТМ, - был создан как филиал МГДПиШ. Для обеспечения высокого качества обучения и работы учащихся кадровый состав сотрудников и преподавателей ДНТТМ формировался в основном из числа действующих специалистов исследовательских учреждений и высшей школы.

К январю 1988 г. строители вручили символический ключ от здания ДНТТМ активу школьников лаборатории Физики космоса дворца пионеров для того, чтобы они под руководством заведующего лабораторией в те годы Д.Л. Монахова начали оборудовать здание нового научного центра. Поскольку финансирование от ГУНО было открыто лишь в июле 1988 г., то именно силами самих ребят было проведено оснащение лабораторий, их минимальное оформление и благоустройство для того, чтобы 1 сентября 1988 года ДНТТМ смог открыть свои двери для 2-х тысяч старшеклассников, желающих связать свой жизненный путь с научными исследованиями и техническими разработками.

С октября 2015 года Дом научно-технического творчества молодежи переименован в Центр «На Донской»

Сегодня это учреждение - современный государственный центр дополнительного образования детей, структурное подразделение ГБПОУ "Воробьевы горы" - является местом встречи детей, подростков, интересных людей и рождения новых идей.

Ваш ребенок может посетить Центр после уроков и заняться чем-то интересным и увлекательным - проектированием и конструированием роботов, проведением экспериментов в химической, физической или биологической лабораториях, разработкой и созданием собственного сайта, научиться программировать, танцевать, рисовать или фотографировать.